История Оренбургской области


Древний период
Древнейшие следы обитания человека на территории современной Оренбургской области относятся к эпохе верхнего палеолита: стоянки Лабазы I и Лабазы II в низовьях реки Бузулук на севере Курманаевского района, Идельбаевская стоянка в районе Медногорска, местонахождения кремнёвыхорудий на окраине села Новоузели и в овраге у посёлка Интернациональный в Матвеевском районе, «Донгузская плита» с изображением оленя на Илекском плато. К мезолиту относится Старотокская стоянка близ села Ивановка в Красногвардейском районе.


К эпохе неолита относятся Староелшанская и Ивановская стоянки. Ко второй половине V — началу IV тыс. до н. э. относятся памятники хвалынско-бережновской культурной группы (Турганикская, Ивановская стоянки, Ивановский дюнный могильник). Черепа из могильника Красноярка, расположенного к северо-востоку от села Юлты Красногвардейского района на правом берегу реки Ток, относятся к эпохе энеолита (4035—3992 гг. до н. э.).

К бронзовому веку относятся поселения оседлых скотоводов срубной и алакульской археологических культур и горняков-металлургов на Каргалинских рудниках (крупнейший горно-металлургический центр в Северной Евразии).

В XVII — XVI веках до н. э. в Зауралье была создана целая сеть укреплённых валами городищ с курганными некрополями синташтинского типа. К сарматской культуре относятся курганы близ села Прохоровка Шарлыкского района. Алексей Нечвалода сделал антропологическую реконструкцию головы по черепу мужчины сармата из филипповских курганов.

К эпохе средневековья относятся антропоморфные изваяния «каменные бабы», оставленные на территории Оренбургской области тюркоязычными кочевниками IX — XII веках.

В составе России
С 30-х годов XVIII столетия, после принятия решения о добровольном вхождении в состав Российского государства башкирских и казахских племен, территория современного Оренбуржья стала активно осваиваться переселенцами из центральных губерний России.

31 августа 1735 года у слияния Ори и Яика была заложена Оренбургская крепость. Сильные разливы рек в этом месте заставили начать в 1739 годуподготовку к строительству нового города с прежним названием ниже по течению Яика, на Красной горе. 6 августа 1741 года он был заложен. Старый город получил название Орская крепость (нынешний город Орск). Выбранное место на Красной горе безлесное, каменистое и удалённое от реки, также оказалось неподходящим для строительства города. 19 (30) апреля 1743 года Оренбург был заложен в третий раз, на месте бывшей Бердской крепости (Бердского городка), в 70-ти верстах от Красногорского урочища у впадения в Яик реки Сакмары, окружённое лесами и пахотными землями. Теперь оно является историческим центром города. Город, выстроенный на Красной горе, получил название Красногорская крепость.

В 1744 году Оренбург стал центром Оренбургской губернии, учреждённой именным указом императрицы Анны Иоанновны. Граница Оренбургской губернии доходила на севере до рек Исети и Камы, на западе у Самары и Ставрополя до Волги, шла несколько западнее реки Яик в нижнем её течении, на юге доходила до Каспийского и Аральского морей, на востоке до реки Тобол и восточных пределов территорий кочевий Среднего казахского жуза.

Оренбургская губерния была в числе 17 регионов, признанных серьёзно пострадавшими, во время голода 1891—1892 годов.

26 августа 1920 года Советское правительство (ВЦИК и СНК РСФСР) издало декрет «Об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР и установило, что органами управления КирАССР являются местные Советы депутатов, ЦИК и Совнарком, а для управления военным аппаратом был учрежден Киргизский военный комиссариат. 4 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской АССР, Оренбургская губерния вошла в её состав, а город Оренбург стал столицей Киргизской АССР. В 1920году из населённых киргиз-кайсаками (так тогда называли казахов) Уральской, Тургайской и Семипалатинской областей, северной части Закаспийской области, Букеевской губернии и южной части Оренбургской губернии была образована новая автономия в составе РСФСР — Киргизская АССР (с апреля 1925 года — Казакская АССР)) со столицей в Оренбурге.

В апреле 1925 года Оренбургская губерния была выведена из состава Казакской автономии, столицу которой перенесли в Кзыл-Орду.

Постановлением ВЦИК от 14 мая 1928 года в результате объединения упразднённых Оренбургской, а также Самарской, Ульяновской, Пензенской и части Саратовской губерний была сформирована Средне-Волжская область с административным центром в Самаре. Одновременно был образован Оренбургский округ, в который вошли бывшие Оренбургский и Орский уезды.

С 20 октября 1929 года Оренбургский округ входил в Средневолжский край.

30 июля 1930 года Оренбургский округ наравне с прочими был упразднён, а его районы напрямую подчинены Средневолжскому краю.

7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК принял постановление об образовании Оренбургской области путём выделения её из Средневолжского края. Тогда же был утверждён состав оргкомитета по выборам Совета депутатов Оренбургской области, председателем которого был назначен К. Е. Васильев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1938 года область была переименована в Чкаловскую (город Оренбург тем же указом был переименован в город Чкалов).

14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне были проведены советские войсковые тактические учения под руководством маршала Жукова с применением ядерного оружия (кодовое название — «Снежок»).

До 4 декабря 1957 года Оренбургская область носила название Чкаловская.

В ноябре 1966 года на левом берегу Урала, неподалёку от Оренбурга, на разведочной скважине № 13 было открыто уникальное Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение.

History of Orenburg region

Ancient period

The oldest traces of human habitation in the territory of the modern Orenburg region belong to the upper Paleolithic era: the Parking of the Labaza I and the Labaza II in the lower reaches of the Buzuluk river in the North of Kurmanayevsky district, the Idelbaev Parking in The Mednogorsk area, the location of flintstones on the outskirts of the village of Novouzeli and in the ravine near The international village in Matveevsky district, the "Donguz Plate" with the image of a deer on the Ilek plateau. To apply Starodonskaya Mesolithic site near the village of Ivanovka in Central district. To the Neolithic era are Strelchanska and Ivanovo Parking. Second half of V — beginning of IV century BC are monuments Khvalynskiy-bereznowski cultural groups (Turgayskaya, Parking Ivanovo, Ivanovo dune burial ground). Skulls from the burial ground of Krasnoyarsk, located to the North-East of the village of Yulty of the Krasnogvardeysky district on the right Bank of the Tok river, belong to the Eneolithic period (4035-3992 BC).

The bronze age includes settlements of sedentary pastoralists of srubna and Alakul archaeological cultures and miners-metallurgists at Kargaly mines (the largest mining and metallurgical center in Northern Eurasia).

In the XVII — XVI centuries BC in the Urals was created a network of fortified ramparts of hillforts with barrow cemeteries syntaktische type. The Sarmatian culture includes barrows near the village of Prokhorovka, Sharlyk district. Alex Nechvoloda did anthropological reconstruction of the head-man's skull from filippovskij Sarmatian burial mounds.

Anthropomorphic statues "stone women" left on the territory of Orenburg region by Turkic nomads of IX — XII centuries belong to the middle ages.

within Russia

Since the 30s of the XVIII century, after the decision to voluntarily join the Russian state of the Bashkir and Kazakh tribes, the territory of the modern Orenburg region was actively developed by immigrants from the Central provinces of Russia.

31 Aug 1735 at the confluence of the ori and the Yaik river was founded in Orenburg fortress. Strong floods of rivers in this place were forced to start in 1739 vodopodgotovka to build a new city with the same name downstream Yaik, red hill. On August 6, 1741 it was laid. The old town was named Orsk fortress (the current city of Orsk). The chosen location on red mountain, treeless, rocky and remote from the river, was also unsuitable for the construction of the city. 19 (30) April 1743 Orenburg was founded for the third time, on the site of the former Berd fortress (Berd town), 70 miles from the Krasnogorsk tract at the confluence of the Yaik river Sakmary, surrounded by forests and arable land. Now it is the historical center of the city. The city, built on the red mountain, was named Krasnogorsk fortress.

In 1744 Orenburg became the center of Orenburg province, established by the decree of Empress Anna Ioannovna. The border of the Orenburg province reached North to the river Iset and the Kama river, in the West, from Samara and Stavropol to the Volga, was somewhat to the West of the Yaik river in its lower reaches, in the South reaches to the Caspian and Aral seas, East to the Tobol river and the Eastern limits of the territories of the Kazakh nomads of the Middle juz.

Orenburg province was among the 17 regions recognized as seriously affected during the famine of 1891-1892.

On August 26, 1920, the Soviet government (VTSIK and SNK of the RSFSR) issued a decree "On the formation of the Kyrgyz Autonomous Soviet Socialist Republic" within the RSFSR and established that the governing bodies of the Kirassr are local Councils of deputies, the CEC and the Council of people's Commissars, and the Kyrgyz military Commissariat was established to control the military apparatus. October 4, 1920 in Orenburg, the Founding Congress of The Soviets of the Kyrgyz ASSR, Orenburg province became part of it, and the city of Orenburg became the capital of the Kyrgyz ASSR. In 1920году of cities of the Kyrgyz-kaysaki (then called the Kazakhs), Ural, Turgai and Semipalatinsk oblasts, the Northern part of the Caspian area, bukey province and the southern part of the Orenburg province was formed a new Autonomous part of the RSFSR — the Kirghiz ASSR (April 1925 — Kazakh ASSR)) with its capital in Orenburg.

In April 1925, the Orenburg province was withdrawn from the Cossack autonomy, the capital of which was moved to Kyzyl-Orda.

As a result of the merger of the abolished Orenburg, Samara, Ulyanovsk, Penza and part of the Saratov provinces, the Central Volga region with the administrative center in Samara was formed by the decision of the Central Executive Committee of 14 may 1928. At the same time, the Orenburg district was formed, which included the former Orenburg and Orsk counties.

Since October 20, 1929 Orenburg district was part of the middle Volga region.

July 30, 1930 Orenburg district along with others was abolished, and its areas are directly subordinated to the middle Volga region.

December 7, 1934 the Presidium of the CEC adopted a resolution on the formation of the Orenburg region by separating it from the middle Volga region. At the same time, the composition of the organizing Committee for the elections of the Orenburg region Council of deputies was approved, K. E. Vasilyev was appointed Chairman of it. By the decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR on December 26, 1938 the region was renamed Chkalovskaya (Orenburg was renamed Chkalov by the same decree).

14 Sep 1954 at Totskoye test site was conducted by the Soviet army tactical exercises under the guidance of Marshal Zhukov with the use of nuclear weapons (codenamed "Snowball").

Until 4 December 1957, Orenburg was called Chkalov.

In November 1966, a unique Orenburg oil and gas condensate field was discovered on the left Bank of the Urals, not far from Orenburg, at exploration well No. 13.


Поделиться с друзьями:


Создание сайта: 5.000 руб.:

  • - Разработка ресурса 
  • - Предоставление домена вида: ИМЯ.ГОРОД.инфо.сайт
  • - Хостинг 
  • - Публикация Ваших обновлений на городском и региональном информационном сайте 
  • - Форма обратной связи 
  • - Наполнение информацией (текст, фото, аудио, видео)
  • - Поддержка ресурса 24/7

Поддержка сайта: 2.500 руб. в год:

  • - Регистрация в поисковиках 
  • - Размещение Ваших материалов 
  • - Продление доменных имен через 1 год 
  • - Оплата хостинга через 1 год 

Дополнительные условия:

  • - Сроки создания - от 1 до 3 дней 
  • - Сайты только у нас на обслуживании 
  • - Оплата через р/счет, по карте Visa или Qiwi
  • - Материалы по обновлению сайта Вы отправляете нам в неограниченном объеме в течении 1 года 
  • - Если Вы довольны нашей работой, мы продлеваем договор на следующий год.
Подпишись для связи: Вконтакте - Twitter - Facebook - Instagram
Подписка на новости:
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика